

15 февраля 2014 года в Самаре, в 25-ую годовщину вывода советских войск из Афганистана, на площади Памяти Героев локальных войн установили настоящую боевую машину, которой в этих локальных войнах довелось повоевать. Речь идет о Боевой Машине Десанта - БМД-1. Это уникальный в своем роде боевой комплекс, первая в истории боевая машина, десантируемая с транспортных самолетов вместе с экипажем. БМД-1 и ее дальнейшие модификации составляют основу воздушно-десантных войск Российской Федерации (а в прошлом - Советского Союза) вот уже более тридцати лет.
Вопрос о создании подобной боевой машины встал еще в середине пятидесятых годов. При парашютной высадке бойцы ВДВ были лишены какой-либо огневой поддержки и максимум на что они могли рассчитывать - это ручные гранатометы РПГ-7. Принятая в начале шестидесятых годов боевая машина пехоты (БМП-1) проблему не решила - ни одна парашютная система не могла обеспечить спуск бронемашины массой в 13 тонн. Кроме того, из-за ограничения по взлетной массе, основной военно-транспортный самолет того времени - Ан-12 - мог перевозить лишь одну БМП, хотя в грузовом отсеке могли поместиться две. Десантникам необходима была своя бронемашина - обладающая такой же мощностью, подвижностью и проходимостью, но при этом вдвое легче и способная десантироваться с борта Ан-12.
Проект получил наименование «объект 915» и разрабатывался на Волгоградском Транспортном Заводе (ВТЗ), где к тому времени как раз прекратили выпуск плавающих танков ПТ-76. Корпус машины решено было сделать из алюминиевого сплава, в качестве силовой установки использовали шестицилиндровый дизель 5Д-20 мощностью 240 л.с. Подобный по конструкции, хотя и чуть более мощный мотор устанавливался на БМП-1. Подвеску выполнили на пневморессорах - машина умела «приседать» и «подниматься» при необходимости. Клиренс менялся от 100 до 450 мм! Вооружили машину серьезно - вооружение включало 73-мм орудие 2А28 (опять же, как на БМП-1), 3 танковых пулемета Калашникова ПКТ калибром 7.62мм и установку управляемых противотанковых ракет «Малютка».
Испытания будущей БМД-1 начались в 1967 году и прошли очень успешно. Машина показала исключительно высокую проходимость, отличную способность преодолевать водные преграды, серьезную огневую мощь и точность стрельбы. При этом, масса БМД составляла 7.5 тонн - это давало возможность десантировать машину с помощью многокупольной парашютной системы П-7.
Завершив успешно Государственные Испытания, в 1969 году «объект 915» пошел в серию под обозначением «БМД-1». Первые десять лет своей жизни, машины участвовали только в учениях. Однако, в начале восьмидесятых, БМД-1 приняли участие в Афганской войне. За несколько лет применения накопился богатый опыт, выявились недостатки машины - все это привело к созданию боевой машины десанта следующего поколения - БМД-2. Но это уже другая история, я же хочу вам показать именно «единичку».
Стоящая в Самаре БМД-1 пока еще в очень хорошем состоянии, доступна со всех сторон, а потому - я сделал подробный фоторепортаж по этой машине и хочу вам его показать.
Сама Площадь Памяти выглядит вот так - памятник бойцам в центре, стелла чуть позади и мемориальные таблички по бокам.

На мраморных табличках выбиты имена всех погибших самарцев во всех последних локальных конфликтах - от Афганистана до Осетии.

БМД стоит с левого края площади, к ней сделана отдельная дорожка.


Зачем-то на машине подняли волноотражающий щиток - возможно, посчитали что так она будет эффектней выглядеть. Ну не знаю, на мой взгляд не нужно было этого делать.

Бортовой номер, эмблемы ВДВ и гвардейский значок на машину нанесены не краской, а какими-то толстыми виниловыми наклейками. Смотрится отвратительно.

Народ начал эти наклейки потихоньку сдирать - с левой стороны башни уже почти полностью содрали

Сама машина установлена на металлической раме и как бы «висит» в воздухе. Учитывая, что БМД-1 имеет пневматическую подвеску - это логично. Никто не будет поддерживать постоянное давление в системе у памятника, а присевшая БМД совсем не так эффектна.

Заслонки водометных движетелей. При форсировании водной преграды они откидываются вниз на шарнире - и с помощью водометов машина преодолевает брод со скоростью до 10 км/ч.



Кормовой отсек - внутри него размещается двигатель.


Крышки закрывающие отверстия выброса воды.

Дурацкая наклейка ВДВ. Не было таких обозначений на этом месте.

Ходовая часть машины - задняя звездочка и катки. На машинах первых серий катки были цельнолитыми, позже их стали штамповать из алюминиевого сплава. Здесь стоят литые.

Сварной шов на борту - место соединения кормового и бортового алюминиевого бронелистов

К этому кронштейну крепится парашютная система

Сварной шов на башне

Переднее колесо. Как и опорные катки - литое, обрезиненное

Шанцевый инструмент - куда без него!

Еще одна точка крепления парашютной системы. На ПРС (парашютно-реактивная система «Реактавр» на них крепятся щупы срабатывания тормозных двигателей.

Грибок фильтро-вентиляционной установки, которая защищает экипаж в случае работы в зонах применения ядерного оружия



Перископы систем наблюдения на монументе намертво замурованы монтажной пеной и пластиковой пленкой

А вот фары целые (пока). Только защитного кронштейна над ними нет почему-то



Буксировочный крюк рядом с лопатой. На другом борту, понятно, точно такой же

Маска орудия. Виден также спаренный с ним пулемет ПКТ

Курсовой пулемет - на месте командира. Он сидит по левому борту. По правому борту располагается стрелок - с его стороны также расположен курсовой пулемет, но стрелять он может из обоих.


Носовая часть машины имеет клиновидную форму - для лучшего преодоления водных преград. Водоотражательный щиток поднимается при движении вплавь для того, чтобы нос машины не зарывался в волнах.

Механизм подъема этого щитка.



Люк механика-водителя и приборы наблюдения

Приборы наблюдения стрелка

«главный калибр» - семидесятитрехмиллиметровое орудие. На БМД-2 его заменили на 30-миллиметровую пушку 2А42 - орудие показало себя малоэффективным. Выстрелы из него обладали слабым фугасным эффектом, а угол подъема был явно недостаточным. Это ярко показал Афган - зачастую, двигаясь в ущельях, БМД-1 просто не мог вести огонь по расположенным выше позициям моджахедов.

Впрочем, был как минимум один случай, когда эта не слишком эффективное, но мощное орудие спасло жизнь бойцам - во время первой чеченской войны экипаж БМД-1 уничтожил из этого орудия вражеский танк!



Прибор радиационной химической разведки. Все-таки, машина создавалась в такое время, когда наиболее вероятным типом поля боя считался полномасштабный ядерный конфликт


Башня и содранная гвардейская наклейка



Люк для десанта. БМД-1 способна перевозить четырех бойцов с полным обмундированием.


Антенна бортовой радиостанции




«Труба» пусковой установки противотанковых ракет. Это, конечно, уже не «Малютка» - в середине семидесятых устаревшее вооружение сменили на комплекс управляемых ракет 9М113 «Конкурс»






Вот такой довольно детальный фотоотчет у меня получился. Напишите в комментариях - понравилось ли вам?