Оригинал взят у avro_live в Как работал Новосибирск-Северный в годы войны


После очередной встречи с ветераном авиации Новосибирска сначала хотел выставить часть интервью, про 1950е года в Северном и про войну. Но потом решил взять только тему войны, так как она в Новосибирске-Северном, да и в Толмачево, описана не очень подробно. Ниже 4 разных взгляда на работу в аэропорту в 1938 – 1946 годах.

На случайном фото с инета выше Пе-8, предположительно на котором через Новосибирск в США для участия в создании ООН летал министр иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, см. историю ниже. [По уточненным данным, через Сибирь в 1945-м Молотов летел на американском четырехмоторном С-54 (DC-4), а не на Пе-8].

Часть 1. АНТ-9, ПС-40, Финская, Отечественная

Из заочного интервью 2003 года с командиром Летного отряда Ту-104 в Толмачево Купало Виктором Марковичем, долгое время проживавшим после Новосибирска в Минске, находясь на заслуженной пенсии.

В 1938 году я был переведен из Омска в городской аэропорт Новосибирска в порядке повышения с двухместного П-5 (Р-5) на самолет АНТ-9. Основными направлениями были полеты в Москву, Омск, Иркутск, Барнаул и Кемерово, зимой – вдоль Оби до Каргасока (Томская обл.). АНТ-9 (ПС-9) был первым советским магистральным пассажирским самолетом. Он имел комфортабельный салон с 9-12 креслами, оснащенный туалетом и гардеробом.

Вскоре в Новосибирске появились первые скоростные (до 350 км/ч) почтовые самолеты ПС-40 (гражданская модификация бомбардировщика СБ). На трассе Москва - Хабаровск в Новосибирск они поступили первыми. Полеты выполнялись днем и ночью, а также в сложных метеоусловиях. В этот период мне приходилось 2-3 раза уходить на запасной аэродром в Толмачево. Здесь еще до войны базировались подразделения ВВС СибВО, в основном истребители.
В ноябре 1939 года началась война с Финляндией. По приказу ГУГВФ я с экипажем был вызван для обеспечения связью наших войск. Полеты на ПС-40 выполнялись по маршруту Москва – Ленинград – Петрозаводск – Ухта – Кемь - Мурманск с посадкой на этих аэродромах. Полеты проходили в сложных метеоусловиях (были сильные морозы).
После финской войны я продолжил летать в Новосибирске. В 1940 году экипажи ЗСУ ГА, в том числе и я, проходили переучивание на пассажирский ПС-84 (лицензионный Дуглас DC-3, будущий Ли-2). В июне 1940 года начались полеты на ПС-84 по трассам ЗСУ ГА.
В феврале 1941 года вместе с другими командирами кораблей ГВФ, которые имели большой опыт летной работы, я был призван в армию. По приказу Сталина был сформирован 212-й полк авиации дальнего действия (АДД) на самолетах ДБ-3Ф (Ил-4). Имея большой опыт полетов в сложных и ночных условиях, этот полк, основу которого составили гражданские пилоты, был необходим для стратегической авиации. В полку командирами экипажей и заместителями командиров эскадрилий были назначены пилоты ГА. Базировались в Смоленске. Командиром полка стал Александр Голованов, во время Великой Отечественной возглавивший всю АДД.
В первый день войны полк был в бою, получив боевое крещение. Первый день экипажи полка выполнили боевые задания успешно, без потерь. 23 июня в связи с прорывом фронта бронетанковыми частями немцев в брестском направлении нам и другим частям ВВС был дан приказ выполнить массированный налет на силы противника. В воздушном бою под Брестом (район Кобрина) мой штурман сбил Мессершмитт-109. Нас атаковали еще два Мессершмитта и сумели поджечь нам левую силовую установку. Загорелся бензин из разбитых баков. Я дал команду экипажу покинуть самолет на парашютах. Штурман Токарев и я спаслись, радист и стрелок погибли от огня истребителей врага. …В итоге трудного пути (телега, поезд, самолет) с ранением я был доставлен в Москву. После выздоровления прибыл в свой полк.
В октябре 1941-го я с фронта прилетел в Новосибирск на смену двигателей. Командующий дал мне трое суток, чтобы использовать эту возможность. Меня встретила жена с дочерью Надей, держала на руках и плакала. Новосибирск был городом, где ковалась победа - все для войны, все для фронта. Аэрофлот был составной частью армии. Новосибирск невозможно было отличить от фронтовых городов.

Часть 2. Молотов и традиции 9 мая

Из рассказа 2015 года начальника АТБ Новосибирского авиаотряда (аэропорт Северный) в 1970-80 годах Владимира Семеновича Яковенко, ныне здравствующего в Новосибирске. Стаж в Северном с 1956 года.

Ветераны рассказывали, как во время войны в Северном садились на промежуточную посадку ленд-лизовские самолеты, летевшие с Аляски. Пилоты ночевали у нас тут недалеко от аэропорта. …В Аэрокобрах в противооблединительной системе был метиловый спирт. Наши умельцы попробовали, отравились. Один только выжил из пятерых.
Однажды через Новосибирск в США летел Молотов.
[Весной 1945 года на первую организационную конференцию по подготовке начала работы ООН в Сан-Франциско летел по сибирской линии с остановкой в Марково нарком иностранных дел Молотов. Ссылка ]
Летел он на большом 4-моторном самолете [Видимо, Пе-8, на котором он уже в США в 1942 году летал через Атлантику, есть книга с описанием этого перелета 1942 года, а вот про перелет 1945 год пока ничего не нашел]. В полете отказала радиостанция. У нас тогда работал Александр Корнеич Феоктистов. Он снял радиостанцию, отнес в лабораторию…(хотя что такое тогда называлось лабораторией, сложно сказать, у нас нормальная лаборатория появилась наверно не раньше 1960х). В общем, за ночь он ее отремонтировал. И самолет полетел дальше с исправной станцией.
На аэродроме в 1940х не было механизации. Масло на ночь зимой сливали и на ночь относили в маслогрейку. Утром заливали в двигатели. Были лампы АПЛ [арктическая подогревательная лампа], типа примуса. МП-85 появились уже в середине 1950х. [МП-85 вроде до сих пор выпускают, возможно, тут неверное название].
Так или иначе, работали во время войны не за страх, а за совесть. [это цитата]
…Праздники 9 мая отмечали в авиаотряде регулярно, шумно и весело, с баяном. Эта традиция была еще до меня, то есть, до 1956 года. Среди авиаторов было много фронтовиков. Рассказывали под настроение. Один 12 самолетов врага сбил. Другой на штурмовку десятки вылетов сделал. В ДК накрывали столы, приносили свою еду, да и выпивку. Хотя ресторан у нас был, и он что-то выставлял.

Часть 3. Из истории, написанной в 1976 году

Из «Истории развития инженерно-авиационной службы Новосибирского аэропорта» (единичный экземпляр 1976 года), автор – ветеран предприятия Малиновский А.С.
В первый день войны ушло на фронт 23 человека. Всего на фронт ушло более трети технического состава. 12 авиатехников улетели на фронт вместе с самолетами предприятия, в том числе с По-2. Летный состав еще до войны освоил самолеты ПС-40, грузовой вариант бомбардировщика СБ. В аэропорту работало 4 инженерно-технических службы: в транспортном отряде, у чебно-тренировочном отряде, в отряде спецприменения и служба, обслуживающая транзитные перелеты.
Летчики Новосибирского аэропорта Еромасов П.Ф., Китновский Б.А., Даньшин С.П. стали Героями Советского Союза [это не весь список новосибирских летчиков - Героев]. Авиатехники были награждены орденами и медалями.
С 1942 года заработала авиатрасса Уэлькаль – Москва для поставок самолетов по ленд-лизу. По ней перегонялись Аэрокобры, Бостоны, С47 и другие, «с посадкой сначала в Толмачево, а затем в Новосибирском аэропорту». [Также есть информация о перегонах через Новосибирск самолетов Ер-2 и ДБ-3ф с заводов в Иркутске и Улан-Удэ]
Перегонку вела особая авиагруппа АДД [перегоночная авиаэскадрилья, по другим данным] под командованием новосибирского летчика Михаила Руднева [с ходу ничего не нашел о нем в интернете], а затем Сентюрин Н.Ф.
Садились на ночевку в Новосибирске, а утром вылетали на запад. Обратно экипажи перевозились на Ли-2 также с ночевкой в Новосибирске.
…Было получено два вагона американских моторных обогревателей «Ж-Т-3000», которые очень облегчили труд технического состава.
…Старшим техником по РЭСОС был Феоктистов Александр Корнеевич.
В 1941 году рядом с территорией аэропорта разместилась авиаремонтная база 401 со своим личным составом и имуществом. [В ноябре 1041 года из Внуково прибыло 4 эшелона. Декабрь 1942 г. Переименование предприятия в авиаремонтную базу № 401 ГВФ (АРБ № 401 ГВФ)]. Она была размещена в деревянном ангаре с пристройками, в металлическом ангаре, в клубе, на складах ОМТС, в мастерских. То есть, под рембазу были отданы все помещения, имеющиеся в аэропорту, в т.ч. и в технической службе. В итоге из деревни Сокур перевезли 4 деревянных дома и собрали их заново [в одном из них разместилась та самая лаборатория РЭСОС]. Эти 4 домика простояли до 1949 года.

«Современный» ангар появился в Северном в 1960 году.

Часть 4. С47 и Ли-2

Из рассказа 2003 года бывшего командира трофейного Ю-52 Новосибирского авиаотряда Станислава Казимировича Двилевича. Про полеты на новосибирских Юнкерсах мы уже подробно писали , а вот что не публиковалось.

Осенью или зимой 1944 года в Новосибирске появился первый С47 с номером СССР-Л852, КВС Шишикин Петр Григорьевич. Самолет был в десантном варианте, то есть с лавочками вдоль полета.
В начале 1945 года я и Терских Георгий Степанович, который тоже летал на Юнкерсе-52, уехали учиться на Ли-2 в Баку. В апреле закончили.
В Новосибирске в апреле из Москвы перегнали второй С47 СССР-Л1013, тоже десантный. После нескольких рейсов вторым пилотом с Шишикиным я стал КВСом на С47. По сравнению с Ли-2 на нем стояли другие двигатели PW, бывало, выходили из строя. Конечно, оборудование тоже другое. Радиостанция была мощная – из Хабаровска, Читы брала Москву. Все надписи в кабине на английском.
7 мая 1945 года я на С47 летал в Берлин с Центрального аэродрома в Москве, из Берлина – 9 мая в Москву. 10 мая – в Новосибирск из Москвы. Через неделю – опять в Берлин.
В конце 1945 года на С47 я летал в Монголию. Вез запчасти для американских танков. Два рейса из Новосибирска в Чойбалсан и Тамсак-Булак (тут стоял истребительный полк). Там встретился с однокашником 1929 года –учились вместе в ФЗУ в Орле.
В декабре 1945 года был интересный рейс в Корею, на борту три тонны корейских денег. У Шишикина в Чите сломался двигатель. Вызвали второй борт, все перегрузили на мой самолет. Садились в Угловой возле Артема в Приморье [могли там и выгрузится].
В начале 1946 года оба С47 забрали переделывать под пассажирский вариант, и в Новосибирск они уже не вернулись.
Летом 1946 года после падения на Юнкерсе из-за отказа двигателя мне дали новый Ли-2 СССР-Л4852 с завода.

Про послевоенные полеты и 1950 годы читайте в скором будущем.






@темы: Новосибирская область, АЭРОПОРТ, Новосибирск, ZAVODFOTO из ЖЖ, ИСТОРИЯ КОМПАНИЙ В ФОТОГРАФИЯХ