Оригинал взят у
klyaksina в Колывань. Завод
С сайта http://www.museum.ru:
"Разработка медных и полиметаллических руд велась на Алтае еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют так называемые "чудские копи" - следы работы древних рудокопов - отвалы породы, обвалившиеся штольни. Происхождение "чудских копей" относится ко второй половине 3 тыс. до н.э., когда в Южной Сибири складывались очаги металлургии. Этому способствовали богатые недра Алтая.
Первые сведения об использовании рудных богатств Алтая поступают в Москву еще в XVI-XVII вв. от русских землепроходцев. В XVIII-XIX вв. исследователи и горные инженеры (И.И. Лейбе, И.Ф. Герман, П.С. Паласс и др.) дали описание "чудских копей". Они отмечали, что древние рудокопы, найдя месторождение золота, серебра, меди, добывали богатые руды верхних слоев, а породы и бедные руды выбрасывали в отвалы.
На месте древних выработок археологами найдены каменные инструменты для добычи и обработки руды.
Первые изделия из бронзы появились в XVII-XV вв. до н.э., XIV-XII вв. до н.э. стали периодом расцвета эпохи бронзы.
В XVIII веке по следам древних разработок был открыт огромный рудный район, получивший название Рудного Алтая.


С сайта http://www.museum.ru:
"Разработка медных и полиметаллических руд велась на Алтае еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют так называемые "чудские копи" - следы работы древних рудокопов - отвалы породы, обвалившиеся штольни. Происхождение "чудских копей" относится ко второй половине 3 тыс. до н.э., когда в Южной Сибири складывались очаги металлургии. Этому способствовали богатые недра Алтая.
Первые сведения об использовании рудных богатств Алтая поступают в Москву еще в XVI-XVII вв. от русских землепроходцев. В XVIII-XIX вв. исследователи и горные инженеры (И.И. Лейбе, И.Ф. Герман, П.С. Паласс и др.) дали описание "чудских копей". Они отмечали, что древние рудокопы, найдя месторождение золота, серебра, меди, добывали богатые руды верхних слоев, а породы и бедные руды выбрасывали в отвалы.
На месте древних выработок археологами найдены каменные инструменты для добычи и обработки руды.
Первые изделия из бронзы появились в XVII-XV вв. до н.э., XIV-XII вв. до н.э. стали периодом расцвета эпохи бронзы.
В XVIII веке по следам древних разработок был открыт огромный рудный район, получивший название Рудного Алтая.
10 декабря 1719 года издан Указ Петра I о создании Берг-коллегии (главного горного правления) и о льготах для "всех охотников рудных дел". "Всем, ... какого б чина и достоинства ни был, во всех местах", разрешалось этим Указом "искать, плавить, варить и чистить всякие металлы..."
В 1719 году впервые в горах Алтая, в верховьях реки Алей, рудознатцы во главе со Степаном Григорьевичем Костылевым обнаружили месторождение медных руд. Воспользоваться своим открытием они не смогли.
Весной 1720 года опытный "пробирный" мастер Иоган Фридрих Блюэр выплавил из алтайских образцов первую медь.
В 1724 - 1725 годах на Алтае работала первая рудоискательская экспедиция, посланная Акинфием Никитичем Демидовым. Ее участники доставили уральскому заводчику образцы руд из богатых месторождений, расположенных в бассейнах рек Чарыша и Алея.
16 февраля 1726 года Акинфий Демидов получил берг-привилегию - разрешение на добычу и плавку алтайских медных руд "для государственной славы и всенародной прибыли".
В феврале 1726 года Иван Шлаттер, плавильный мастер, позже - знаменитый металлург, выплавил первое алтайское серебро из руды, предоставленной А. Демидовым
Весной 1726 года Демидовские мастера, посланные на Алтай во главе с Дмитрием Семеновым, на берегу реки Колыванки (в настоящее время - река Локтевка) построили первую печь и провели пробную плавку медных руд.
В октябре 1727 года на месте пробной плавки под руководством Никифора Клеопина был построен Колыванский ручной завод - первое металлургическое предприятие А. Демидова на Алтае. Все производство находилось в небольшой избе, где помещалась единственная печь для выплавки меди.
21 сентября 1729 года на реке Белой ( в пяти километрах от первого) начал работать новый металлургический завод, получивший название Колывано-Воскресенского. Это крупнейшее алтайское предприятие А.Н. Демидова".
В "Горной энциклопедии" о заводе написано: "Это было мощное для своего времени, хорошо оборудованное предприятие. В его состав входили; медеплавильный завод с 4 печами, кузницей, обжигальней, пильной мельницей, мусерным амбаром и мастерскими; плотины; крепость с конторой, казармами, пороховыми и провиантскими амбарами; окружавшие крепость дома мастеровых. На заводе были крайне тяжёлые условия жизни, каторжный труд, перевод вольнонаёмных мастеровых на положение "вечноотданных". Минеральное сырьё поставляли Колывано-Воскресенские рудники (наиболее крупные — Змеиногорский, Плоскогорский, Медвежий, Березовский, Ильинский и др.). Выплавка меди на Колывано-Воскресенском и построенных в 1739 Барнаульском и 1744 Шульбинском заводах составляла 1,5-15 т в год. Выплавленная чёрная медь перевозилась на Урал, где на демидовских Невьянском и Тагильском заводах из неё извлекалось серебро и в потайных мастерских чеканились монеты. В 1747, после смерти Демидова, его алтайские заводы и рудники были секвестированы и перешли в собственность царской семьи с учреждением Округа Колывано-Воскресенского горного завода. Во 2-й половине 18 века Колывано-Воскресенский завод пришёл в упадок и в 1799 году закрыт".
В 1802 году на месте рудоплавильного завода был построен камнерезный завод, точнее, сюда из села Локоть (сейчас центр Локтевского района Алтайского края) была переведена "шлифовальная мельница", открытая в 1786 году.
Локтевский завод - третий центр камнерезного дела в России, до него были созданы Петербургская и Екатеринбургская гранильные фабрики.
Из статьи "Нас «каменный пояс» связал воедино", опубликованной в районной газете "К новым рубежам":
"Третий в России камнерезный центр создается исключительно русскими мастерами, создается в таком месте, где никогда на камень не смотрели как на предмет искусства. С появлением Локтевской шлифовальной мельницы завершился своеобразный начальный этап российского национального осмысления самоцветных богатств, которыми страна до поры до времени не могла распорядиться. Самоцветы, скрытые в недрах земли, и пребывающая в потаенном состоянии душа художника в народе ждали своего часа, чтобы открыть друг другу неведомые характеры.
Фабрика в Локте стала с первого часа своего существования предприятием художественной промышленности.
Помимо порфиров на Локтевской фабрике в работе устьянская яшма, голубая гольцовская, сургучная коргонская, зелено-волнистая ревневская, зеленая змеевская.
В большинстве своем это были вазы, полости внутри которых чаще всего не вырабатывались.
В 1793 году мастер Филипп Стрижков создал машину для обработки сложных овальных монолитных изделий – стали выпускаться пустотелые чаши колоссальных размеров.
Заказов из столицы поступало все больше, по архитектурным замыслам они были все изощреннее и величественнее.
Только прозвучали победные звуки Крымской компании, из Петербурга пишут: «Ее Величеству угодно, чтобы сделать большую колонну из красного порфира в напоминание нынешней войны». Колонна должна быть «высотой аршин десять или более». А локтевцам пока под силу только вазы и пьедесталы аршинного роста. Нужны были новые масштабы организации камнерезного дела. И камнерезы уходят в Колывань, где в 1802 г. по проекту Ф.В. Стрижкова устроена была шлифовальная мельница, известная ныне как Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова".
Сюда, на Колыванский камнерезный завод, мы и отправились 27 августа.
На въезде в посёлок стоит стела, посвящённая "колыванским мастерам, подарившим миру шедевры камнерезного искусства"

Плотина




Скала у завода, памятник участникам Великой Отечественной войны и ваза



На заводе проводятся экскурсии, но только по будням, мы же приехали в субботу.
На завод мы, конечно, попали, но ходили без сопровождающего.
Вот что увидели
Здание Колыванской шлифовальной фабрики 1802 года постройки.

Сохранилось и здание Колоссальной фабрики 1820 года постройки. Здесь была изготовлена "Царица ваз" или "Большая Колыванская ваза", которая хранится в Эрмитаже.
XIX столетие было "золотым веком" для Колыванской фабрики. Шедевры камнерезного искусства, созданные в эти годы - большие и малые вазы, светильники, цветники, торшеры, колонны и камины украшают дворцы и парки, выставлены в музеях мира и хранятся в частных коллекциях.
Алтайские камнерезы успешно участвовали в международных выставках.
О блестящей дореволюционной истории фабрики можно писать очень много, а следующее столетие описывается одним абзацем с официального сайта предприятия: "В 20 столетии Колыванская шлифовальная фабрика вследствие социальных потрясений мало что выдала из высокохудожественных произведений, выполняя лишь единичные заказы руководства страны и Алтайского края.
Только с середины восьмидесятых годов начал проявляться интерес к камнерезной Колывани. Первым заказчиком крупных изделий стал Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусства, для которого колыванские мастера изготовили 3 вазы по образцам, находящимся в Павловском дворце-музее.
Основательное возрождение Колыванского камнерезного завода имени И.И.Ползунова (такое имя присвоили Колыванской шлифовальной фабрике в 1949 году) началось в 1999 году, благодаря мудрому решению администрации Алтайского края, о присоединении его в качестве дочернего предприятия к государственному унитарному предприятию "Алтайавтодор". Серьёзные финансовые вливания позволили модернизировать завод , вдохнуть в него новую жизнь".
Фотографии с территории завода







Штрипсовая пила. Восстановлена в 2002 году.
Использовалась для распиловки твёрдых пород камня с применением железных ленточных пил. Технология использовалась с XVIII века.






Клумбы



Фонтан

Крыльцо

А это мой папа забрался на скалу и машет нам рукой

В следующей части отправимся в Колыванский музей истории камнерезного дела.
А вот что увидел в Колывани
varandej: http://varandej.livejournal.com/412458.html
Трек Курья - Колывань - 40 километров: http://gpsed.com/track/8650037107080413602
В 1719 году впервые в горах Алтая, в верховьях реки Алей, рудознатцы во главе со Степаном Григорьевичем Костылевым обнаружили месторождение медных руд. Воспользоваться своим открытием они не смогли.
Весной 1720 года опытный "пробирный" мастер Иоган Фридрих Блюэр выплавил из алтайских образцов первую медь.
В 1724 - 1725 годах на Алтае работала первая рудоискательская экспедиция, посланная Акинфием Никитичем Демидовым. Ее участники доставили уральскому заводчику образцы руд из богатых месторождений, расположенных в бассейнах рек Чарыша и Алея.
16 февраля 1726 года Акинфий Демидов получил берг-привилегию - разрешение на добычу и плавку алтайских медных руд "для государственной славы и всенародной прибыли".
В феврале 1726 года Иван Шлаттер, плавильный мастер, позже - знаменитый металлург, выплавил первое алтайское серебро из руды, предоставленной А. Демидовым
Весной 1726 года Демидовские мастера, посланные на Алтай во главе с Дмитрием Семеновым, на берегу реки Колыванки (в настоящее время - река Локтевка) построили первую печь и провели пробную плавку медных руд.
В октябре 1727 года на месте пробной плавки под руководством Никифора Клеопина был построен Колыванский ручной завод - первое металлургическое предприятие А. Демидова на Алтае. Все производство находилось в небольшой избе, где помещалась единственная печь для выплавки меди.
21 сентября 1729 года на реке Белой ( в пяти километрах от первого) начал работать новый металлургический завод, получивший название Колывано-Воскресенского. Это крупнейшее алтайское предприятие А.Н. Демидова".
В "Горной энциклопедии" о заводе написано: "Это было мощное для своего времени, хорошо оборудованное предприятие. В его состав входили; медеплавильный завод с 4 печами, кузницей, обжигальней, пильной мельницей, мусерным амбаром и мастерскими; плотины; крепость с конторой, казармами, пороховыми и провиантскими амбарами; окружавшие крепость дома мастеровых. На заводе были крайне тяжёлые условия жизни, каторжный труд, перевод вольнонаёмных мастеровых на положение "вечноотданных". Минеральное сырьё поставляли Колывано-Воскресенские рудники (наиболее крупные — Змеиногорский, Плоскогорский, Медвежий, Березовский, Ильинский и др.). Выплавка меди на Колывано-Воскресенском и построенных в 1739 Барнаульском и 1744 Шульбинском заводах составляла 1,5-15 т в год. Выплавленная чёрная медь перевозилась на Урал, где на демидовских Невьянском и Тагильском заводах из неё извлекалось серебро и в потайных мастерских чеканились монеты. В 1747, после смерти Демидова, его алтайские заводы и рудники были секвестированы и перешли в собственность царской семьи с учреждением Округа Колывано-Воскресенского горного завода. Во 2-й половине 18 века Колывано-Воскресенский завод пришёл в упадок и в 1799 году закрыт".
В 1802 году на месте рудоплавильного завода был построен камнерезный завод, точнее, сюда из села Локоть (сейчас центр Локтевского района Алтайского края) была переведена "шлифовальная мельница", открытая в 1786 году.
Локтевский завод - третий центр камнерезного дела в России, до него были созданы Петербургская и Екатеринбургская гранильные фабрики.
Из статьи "Нас «каменный пояс» связал воедино", опубликованной в районной газете "К новым рубежам":
"Третий в России камнерезный центр создается исключительно русскими мастерами, создается в таком месте, где никогда на камень не смотрели как на предмет искусства. С появлением Локтевской шлифовальной мельницы завершился своеобразный начальный этап российского национального осмысления самоцветных богатств, которыми страна до поры до времени не могла распорядиться. Самоцветы, скрытые в недрах земли, и пребывающая в потаенном состоянии душа художника в народе ждали своего часа, чтобы открыть друг другу неведомые характеры.
Фабрика в Локте стала с первого часа своего существования предприятием художественной промышленности.
Помимо порфиров на Локтевской фабрике в работе устьянская яшма, голубая гольцовская, сургучная коргонская, зелено-волнистая ревневская, зеленая змеевская.
В большинстве своем это были вазы, полости внутри которых чаще всего не вырабатывались.
В 1793 году мастер Филипп Стрижков создал машину для обработки сложных овальных монолитных изделий – стали выпускаться пустотелые чаши колоссальных размеров.
Заказов из столицы поступало все больше, по архитектурным замыслам они были все изощреннее и величественнее.
Только прозвучали победные звуки Крымской компании, из Петербурга пишут: «Ее Величеству угодно, чтобы сделать большую колонну из красного порфира в напоминание нынешней войны». Колонна должна быть «высотой аршин десять или более». А локтевцам пока под силу только вазы и пьедесталы аршинного роста. Нужны были новые масштабы организации камнерезного дела. И камнерезы уходят в Колывань, где в 1802 г. по проекту Ф.В. Стрижкова устроена была шлифовальная мельница, известная ныне как Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова".
Сюда, на Колыванский камнерезный завод, мы и отправились 27 августа.
На въезде в посёлок стоит стела, посвящённая "колыванским мастерам, подарившим миру шедевры камнерезного искусства"
Плотина
Скала у завода, памятник участникам Великой Отечественной войны и ваза
На заводе проводятся экскурсии, но только по будням, мы же приехали в субботу.
На завод мы, конечно, попали, но ходили без сопровождающего.
Вот что увидели
Здание Колыванской шлифовальной фабрики 1802 года постройки.
Сохранилось и здание Колоссальной фабрики 1820 года постройки. Здесь была изготовлена "Царица ваз" или "Большая Колыванская ваза", которая хранится в Эрмитаже.
XIX столетие было "золотым веком" для Колыванской фабрики. Шедевры камнерезного искусства, созданные в эти годы - большие и малые вазы, светильники, цветники, торшеры, колонны и камины украшают дворцы и парки, выставлены в музеях мира и хранятся в частных коллекциях.
Алтайские камнерезы успешно участвовали в международных выставках.
О блестящей дореволюционной истории фабрики можно писать очень много, а следующее столетие описывается одним абзацем с официального сайта предприятия: "В 20 столетии Колыванская шлифовальная фабрика вследствие социальных потрясений мало что выдала из высокохудожественных произведений, выполняя лишь единичные заказы руководства страны и Алтайского края.
Только с середины восьмидесятых годов начал проявляться интерес к камнерезной Колывани. Первым заказчиком крупных изделий стал Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусства, для которого колыванские мастера изготовили 3 вазы по образцам, находящимся в Павловском дворце-музее.
Основательное возрождение Колыванского камнерезного завода имени И.И.Ползунова (такое имя присвоили Колыванской шлифовальной фабрике в 1949 году) началось в 1999 году, благодаря мудрому решению администрации Алтайского края, о присоединении его в качестве дочернего предприятия к государственному унитарному предприятию "Алтайавтодор". Серьёзные финансовые вливания позволили модернизировать завод , вдохнуть в него новую жизнь".
Фотографии с территории завода
Штрипсовая пила. Восстановлена в 2002 году.
Использовалась для распиловки твёрдых пород камня с применением железных ленточных пил. Технология использовалась с XVIII века.
Клумбы
Фонтан
Крыльцо
А это мой папа забрался на скалу и машет нам рукой
В следующей части отправимся в Колыванский музей истории камнерезного дела.
А вот что увидел в Колывани

Трек Курья - Колывань - 40 километров: http://gpsed.com/track/8650037107080413602
if (jQuery.VK)jQuery.VK.addButton("vk_like_454276249",{"pageUrl":"zavodfoto.livejournal.com/1113348.html","pageTitle":"ZAVODFOTO из ЖЖ: Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова","verb":"1","pageDescription":"Оригинал взят у klyaksina в Колывань. Завод С сайта www.museum.ru : "Разработка медных и полиметаллических руд велась на Алтае еще в глубокой древности, о чем…","type":"mini","pageImage":"lh6.googleusercontent.com/-Nc8TFHC4_J8/TqnrZjuK..."});