На рубеже 1920-30-х годов энергохозяйство страны и Урала переживало трудные времена. На вводимых энергообъектах катастрофически не хватало квалифицированных кадров, трудовой дисциплины, вследствие этого – огромное количество аварий, отсутствие электроэнергии, простои предприятий. Было необходимо найти оправдание такому положению. В результате было сфальсифицировано дело о контрреволюционной диверсионно-вредительской организации в энергохозяйстве Урала.
«ПП ОГПУ по Уралу по Уралу вскрыта контрреволюционная диверсионно-вредительская организация в энергохозяйстве Урала. Организация была создана и руководилась помощником управляющего Уралэнерго по финансовой части Канторович И.А., вовлекшим в организацию ряд крупнейших специалистов энергетиков Урала. Конечной целью организации было свержение Советской власти при помощи интервенции капиталистических стран. Практическая деятельность была направлена по линии: Расстройство работы промышленности, путем прямой диверсии и вредительства в сетях и подстанциях Задержки развития промышленности и народного хозяйства посредством срыва строительства электростанций. В целях активной помощи интервентам организация ставила задачу создания боевых ячеек из антисоветского персонала, обслуживающего линии передач и подстанции».
(Из обвинительного заключения от 7 декабря 1933 г. ГААОСО Ф.1 Оп.2 Д.27705)
По делу проходило 14 специалистов-энергетиков, в основном представителей дореволюционной научно-технической интеллигенции.
«Большой террор» 1937–1938 годов коснулся и специалистов нового поколения, и партийных управленцев, и простых рабочих.
Поскольку энергетические объекты входили в число предприятий, имеющих стратегическое значение, репрессии здесь были весьма жестокими. Речь шла уже не о вредительстве, а о шпионаже и диверсиях, которые карались смертной казнью.
Жертвами государственного террора стали десятки тысяч работников энергетической отрасли.
Источник