• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: zavodfoto из жж (список заголовков)
02:01 

ZAVODFOTO из ЖЖ: Из серии Заброшенные заводы: Мраморный карьер Рускеала

Оригинал взят у sok_spb в Мраморный карьер Рускеала, в очередной раз...

Карелию я люблю. Реки, озера, скалы - и все это в нескольких часах езды от Санкт-Петербурга. Поэтому, когда планировали очередную поездку выходного дня, практически без вариантов выбрали горный парк Рускеала.


В мраморном карьере я бывал неоднократно. Но - всегда летом. Разумеется, в теплое время года в этих местах очень живописно, но зимой открывается гораздо больше возможностей. В частности, открывается проход между большим карьером и так называемым "провалом". Но, обо всем по порядку.

Летняя фотография большого карьера:



Основной целью нашего путешествия был спуск в "провал" - озеро, образованное в результате обвала породы в старых финских шахтах. Высота от уровня воды (а зимой, соответственно, льда) до верхнего края провала составляет около 12 метров, поэтому без веревок и альпинистского снаряжения тут не обойтись.
Если вы преследуете цель пофотографировать в свое удовольствие, лучше спускаться вниз рано утром или даже ночью. Днем в провале бывает ну очень много народу.



Как я уже писал выше, в зимнее время года есть возможность пройти из провала в большой карьер. Для этого воспользуемся сохранившимися шахтными выработками.
Летом это место находится под водой:



Сохранившиеся выработки не очень протяженные. Один штрек упирается в завал уже через 30-40 метров, второй же подлиннее, около 100м.



Выходим в большой карьер. На льду ни одного следа, кроме наших:



Вид в обратную сторону:



В этот раз нам неверноятно повезло с погодой, так что я имею возможность закончить этот пост фотографией звезд, на которые мы имели возможность полюбоваться при ночном визите в карьер.



До новых встреч!
























if (jQuery.VK)jQuery.VK.addButton("vk_like_595654170",{"pageUrl":"zavodfoto.livejournal.com/1154202.html","pageTitle":"ZAVODFOTO из ЖЖ: Из серии Заброшенные заводы: Мраморный карьер Рускеала","verb":"1","pageDescription":"Оригинал взят у sok_spb в Мраморный карьер Рускеала, в очередной раз... Карелию я люблю. Реки, озера, скалы - и все это в нескольких часах езды от Санкт-Петербурга.…","type":"mini","pageImage":"img-fotki.yandex.ru/get/6443/132048354.a/0_9400..."});
























@темы: ZAVODFOTO из ЖЖ, Заброшенные, Республика Карелия, СТРОИТЕЛЬСТВО

12:00 

По следам омских автопредприятий

12:00 

По следам омских автопредприятий

13:01 

Питерские телефонные люки

13:01 

Питерские телефонные люки

14:01 

Бизнес-класс Уральских Авиалиний

14:01 

Бизнес-класс Уральских Авиалиний

15:00 

Асфальтовый социализм

15:00 

Асфальтовый социализм

16:00 

Тракторная журналка: выпуск второй

17:00 

Час перед полётом. Как готовятся пилоты и самолёт

18:00 

"Анатомия" Княжегубской ГЭС.

19:00 

Нижегородец на Неве

20:00 

Советские дорожно-ремонтные машины

21:01 

Небольшой памятник.

23:00 

Новости производства Ил-76МД-90А

10:00 

Парусники Крузенштерн и Седов в Мурманске

12:00 

Угоны самолетов в СССР в 1990 году

Оригинал взят у webstudent в Угоны самолетов в СССР в 1990 году

Originally published at Роман Поликарпов. You can comment here or there.


1990 год выдался совершенно особенный в истории отечественной авиации. Несмотря на очевидный кризис в стране, это был последний год золотого времени ГА. В 1990 году в России перевезено авиапассажиров в 5,5 раз больше, чем в КНР, а в 2009 г. – в 4,9 раз меньше. Но еще любопытнее история с массовыми угонами самолетов в СССР в этот неспокойный год.


067640 1024x651 Угоны самолетов в СССР в 1990 году

Этот любопытный отрезок истории я изучил рассматривая базу авиапроишествий. В 1990 году самолет следующий в Мурманск угоняли целых ШЕСТЬ раз! Как же так? Попробовал найти информацию.


Первая попытка случилась 9 июня 1990 года. Семнадцатилетний учащийся техникума из города Жодино, что находится в Белоруссии под Минском, Дмитрий Семенов сделал муляж гранаты и купил авиабилет на рейс Минск-Мурманск. Как выяснилось позже, хотел эмигрировать за границу, но путь для этого выбрал, мягко скажем, замысловатый.


Через 40 минут после взлета угонщик через борпроводника потребовал под угрозой взрыва самолета изменить курс и следовать в Стокгольм. На борту самолета находились 114 пассажиров и 7 членов экипажа. Впоследствии оказало, что граната была игрушечная, но в тот момент капитан решил не рисковать и посадил самолет в аэропорту Арланда в Стокгольме. Угонщик сдался и попросил политического убежища. Впрочем, к успеху он не пришел и уже 17 июля был передан обратно в СССР.


Суд дал ему 5 лет колонии, но на свободу он вышел досрочно, через 2.5 года. Швеция, кстати, не осталась безучастной и направили ему в колонию щедрую гуманитарную помощь.


Со временем Дмитрий все-таки уехал за рубеж. Ради этого даже поступил в иняз, чтобы выучить английский. СМИ сообщают, что в 2000 году он эмигрировал в Америку. Еще через год к нему приехала его девушка, будущая жена. Теперь у них американское гражданство. Растет дочь.


Следующий герой на этом маршруте объявился уже через неделю, 19 июня 1990 года. Олег Козлов угнал Ту-134 с 54 пассажирами, следующий по маршруту Рига-Мурманск, и приказал лететь в Хельсинки. В столице Финляндии он сдался и попросил политического убежища. К успеху, впрочем, тоже не пришел и уже в июле был выдан на руки КГБ и получил срок.


070476 1024x672 Угоны самолетов в СССР в 1990 году


Спокойствие продлилось недолго. 10 июля на рейсе Николаев-Мурманск гражданин по фамилии Абхазава достал два цилиндрических объекта и сказал, что Ту-154 и 143 его пассажирам нужно срочно во Францию. Экипаж, правда, с этим не согласился и капитан под благовидным предлогом посадил самолет в Ленинграде, где преступник был схвачен. Взрывчатки не оказалось.


И снова подвиг решили повторить. Через 2 дня, 12 июля была предпринята попытка захвата самолета Ту-154 рейса Ленинград – Мурманск двумя преступниками-подростками (Лебедев и Кудрявцев). Бандиты обезврежены прямо на борту, жертв нет. Самолет вернулся в Ленинград, никакой взрывчатки у них не оказалось.


В понедельник, 23 июля 1990 года угонщики снова вышли «на дело». Снова Ту-134, снова (!) из Риги и снова на мурманском рейсе. Два преступника, Кузнецов и Коваленко, потребовали, чтобы самолет летел в Швецию. Там они сдались, оружия у них не оказалось и вскоре они были возвращены в СССР.


Осенью на этом маршруте было тихо, а вот 2 декабря 1990 года снова произошел инцидент. Ту-154 рейсом Мурманск-Ленинград был захвачен одним преступником (Герасимов). Жертв нет, бандит сдался не успев никуда улететь за границу.


067935 1024x660 Угоны самолетов в СССР в 1990 году


Шесть угонов на одном маршруте за один год — шутка ли? Очень уж граждане СССР хотели на свободу. Чтож, ждать оставалось недолго, всего год.


И то же самое происходило по всей стране. Были совершенно дурацкие угоны. 30 августа 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ан-2 рейса Воронеж – Орел. Куда собрался улелеть гражданин Пантелеев на кукурузнике — загадка.


144130 1024x778 Угоны самолетов в СССР в 1990 году



Но это еще что! В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ, 30 августа, был угнал самолет Як-42, следовавший из московского аэропорта Быково в... ВОРОНЕЖ. Улететь гражданин Апицарян хотел в Германию. Ничего не получилось и никто не пострадал, но сам факт: в один день угоняется самолет, следующий из Воронежа и в Воронеж. И обе попытки обречены, т.к ни на Ан-2, ни на Як-42 за пределы Советского Союза из Воронежа не улететь...


133361 1024x716 Угоны самолетов в СССР в 1990 году


Из той же серии: 2 сентября угнан кукурузник Ан-2 с рейса Пржевальск – Фрунзе с требованием лететь в Южную Африку (!). Угу. При захвате ранен 1 человек.


Народ очень хотел убежать из страны этим странным летом 1990 года.


Отжигали и девушки. Гражданка Маевская, сопровождаемая двухлетней дочерью, 4 июля 1990 г. предприняла попытку захвата самолета Ту-134 рейса Сочи — Ростов-на-Дону. Лететь приказала в Турцию, но самолет приземлился в Ростове, где даму скрутили и отобрали молоток и нож. Жертв нет.


Кстати, первым угонщиком в 1990 году был гражданин, который 18 апреля 1990 года заставил Ту-134 вместо маршрута Москва-Ленинград полететь, почему-то, в Литву, в Каунас. Там он требовал встречи с президентом советской республики Литвы. Угрожал он «биологическим оружием, которое у него завернуто в целлофановый пакет». Хайджекеру навешали лапши о том, что сесть в Каунасе невозможно технически и надо приземляться в Вильнюсе. Угонщик согласился и был взят на земле, где его ждали спецслужбы...


В интернете нашелся краткий список угонов за один только 1990 год. Я впечатлен, господа!


18 апреля 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Вильнюс — Москва одним преступником. Бандит сдался, жертв нет.


9 июня 1990 г. осуществлён захват и угон в Стокгольм, Швеция, самолета ТУ-154 рейса Минск – Мурманск одним преступником (Д.Семенов). Жертв нет.
18 июня 1990 г. осуществлён угон в Турцию самолета Ан-2 из аэропорта Измаил пилотом В.Лапиным. Жертв нет.
19 июня 1990 г. осуществлён захват и угон в Финляндию самолета Ту-134 рейса Рига — Мурманск одним преступником (О. Козлов). Жертв нет
24 июня 1990 г. осуществлён захват и угон в Хельсинки, Финляндия, самолета Ту-134 рейса Таллинн – Львов одним преступником (М.Варфоломеев). Жертв нет.
28 июня 1990 г. предпринята попытка захвата и угона в Турцию самолета Ту-154 рейса Краснодар — Красноярск одним преступником. Бандит обезврежен, жертв нет.
30 июня 1990 г. осуществлён захват и угон в Швецию (Стокгольм) самолета Ту-154 рейса 8678 Львов — Ленинград одним преступником (А.Михайленко). Жертв нет.
4 июля 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Сочи — Ростов одной преступницей (Маевская). Жертв нет.
5 июля 1990 г. осуществлён захват и угон в Швецию самолета Ту-154 рейса Ленинград – Львов одним преступником (М. Мокрецов). Жертв нет.
7 июля 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ан-24 рейса Минск – Витебск одним преступником (Шавронский). Бандит обезврежен, жертв нет.
10 июля 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-154 рейса Николаев – Мурманск одним преступником (Абхазава). Бандит сдался, жертв нет.
12 июля 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-154 рейса Ленинград – Мурманск двумя преступниками (Лебедев и Кудрявцев). Бандиты обезврежены, жертв нет.
18 июля 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Одесса – Сухуми одним преступником (Лата). Бандит обезврежен, жертв нет.
23 июля 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Рига – Мурманск двумя преступниками (Кузнецов, Коваленко). Преступники сдались, жертв нет.
9 августа 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ан-2 рейса Долгое – Ливны – Орел одним преступником (Чернявский). Ранен 1 человек.
13 августа 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Л-410 рейса Пенза – Кострома одним преступником (Никифоров). Бандит сдался, жертв нет.
19 августа 1990 г. осуществлён захват и угон в Пакистан самолета Ту-154 рейса Нерюнгри – Якутск одним преступником (В.А. Евдокимов). Угон самолета осуществлен по маршруту Красноярск – Ташкент — Пакистан. Жертв нет.
30 августа 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ан-2 рейса Воронеж – Орел одним преступником (Пантелеев). Бандит сдался, жертв нет.
30 августа 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Як-42 рейса Быково – Воронеж одним преступником (Апицарян). Преступник сдался, жертв нет.
2 сентября 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ан-2 рейса Пржевальск – Фрунзе двумя преступниками (Гафаров, Винников). Ранен 1 человек, преступники захвачены.
24 сентября 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Ленинград – Архангельск одним преступником (Поляков). Бандит захвачен в ходе штурма, жертв нет.
3 октября 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ан-24 рейса Пермь – Котлас одним преступником (Гаврилов). Бандит обезврежен, жертв нет.
5 октября 1990 г. осуществлён захват и угон в Финляндию самолета Як-40 рейса Новгород – Ленинград – Петрозаводск одним преступником (Н. Селиванов). Преступник сдался при штурме, жертв нет
12 ноября 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ленинградского УГА одним преступником (Грачев). Бандит захвачен, жертв нет.
15 ноября 1990 г. осуществлён захват и угон в Финляндию самолета Ту-134 рейса Ленинград – Москва одним преступником (А. Вилесов). Жертв нет.
16 ноября 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Эстонского УГА в аэропорту Таллинн одним преступником (Журавлев). Жертв нет
28 ноября 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Москва – Сыктывкар одним преступником (Пылев). Жертв нет, преступник обезврежен.
2 декабря 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-154 рейса Ленинград – Мурманск одним преступником (Герасимов). Жертв нет, бандит сдался.
11 декабря 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Як-40 рейса Баку – Тбилиси одним преступником (Мурсалов). Жертв нет, преступник захвачен.
20 декабря 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-154 рейса Ростов – Нижневартовск одной преступницей (Жировская). Жертв нет.
24 декабря 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Москва – Сочи одним преступником (Джугелия). Жертв нет, бандит обезврежен.
30 декабря 1990 г. предпринята попытка захвата самолета Ан-24 рейса Киев – Рига одним преступником (Малюгин). Жертв нет, преступник захвачен.


Эпидемия угонов началась даже чуть раньше, в 1989 году и продолжалась в 1991 вплоть до августа, когда граждане СССР получили свободу и, заодно, совсем другие проблемы.


За этот период погиб только один человек. 4 марта 1991 года был угнал Ан-24, следовавший по маршруту Котлас-Ленинград. Преступник требовал лететь в Швецию, но сели в Питере, якобы, на дозаправку. Угонщик отпустил всех пассажиров из салона и взорвал противотанковую гранату, которая оказалась настоящей...


Вообще, нехитрый анализ показывает несколько закономерностей:


— все угоны в конченом итоге безрезультатны


— все угонщики были схвачены или покончили с собой


— власти других государств не дают угонщикам убежища, зато выдают на Родину практически в 100% случаев


— угонщики обычно не обладают реальным оружием


— угонщики обычно наивны и обладают минимумом знаний об авиации


Вот такие истории случались в авиации. Теперь, надеюсь, вы несколько иначе взглянете на предполетные формальности и, как иногда кажется, странности.


Успешных всем полетов!


_ _ _ _ _ _ _ _


Источники информации:


http://aviation-safety.net/


http://www.newsru.com/russia/15mar2001/russianplanes_hijack_stat.html


https://paraplan.ru/forum/topic/121149


http://murmansk.kp.ru/daily/26241.5/3122881/


Фотографии: http://russianplanes.net/




@темы: ZAVODFOTO из ЖЖ, АВИАЦИЯ, САМОЛЕТЫ, ТРАНСПОРТ

13:00 

Круглое или квадратное?

Оригинал взят у mib55 в Круглое или квадратное?
Наткнулся сегодня в Питере на интересный люк. С первого взгляда он вполне обычный, если бы не надпись: "Теплосеть квадратная". С теплосетью всё понятно, но что тут квадратное??? Впрочем, данная загадка оставалась таковой недолго: через десять метров нашлась и отгадка.

Люк теплосеть 1

Вот в чём дело, оказывается: такие люки штатно шли в комплекте с большой квадратной крышкой. Скорее всего, они ставились на те колодцы, в которых могла возникнуть потребность монтажа-демонтажа габаритного оборудования, типа больших задвижек и пр.

Люк теплосеть 3

И для комплекта рядом попался "круглый" вариант такого люка. Все они, как видно из надписей, выпускались неким ремонтно-механическим заводом нумер 8, 1972 - то ли год производства, то ли год начала выпуска данного образца люков.

Люк теплосеть 2

Кстати говоря, люки эти мне попались по дороге к одному интересному объекту, про который будет мой следующий пост. ;)



@темы: ZAVODFOTO из ЖЖ, ЖКХ, Санкт-Петербург

14:00 

Последний эфир

Оригинал взят у oesolod в Последний эфир
   Последний раз в эфир станция выходила 9 мая 2005 года. Ее сотрудникам было предписано прекратить вещание 10-го мая в 1-00. В Праздник Победы станция дала в эфир передачу "Памяти павших", после полуночи оборудование было остановлено. Теперь уже остановлено навсегда. Сегодня я хочу Вам рассказать о радиоцентре имени А.С.Попова и том, в каком он теперь состоянии.
     Хочу сразу предупредить, в этом отчете будет довольно мало фотографий и много текста. Причина этого в последней фотографии.



Для начала расскажу немного об истории самого места, многим известного как Объект №15.
В 1939-1940 годах было принято решение о строительстве под городом Курском сверхмощной радиопередающей станции на 1200 киловатт. Техническое исполнение было возложено на академика Л. А. Минца. Был разработан проект, выбрана площадка, по заводам Москвы и Ленинграда разместили заказы на изготовление оборудования. Было заложено пятиэтажное надземное техническое здание. Строительство началось в 1941 году…
       Начало войны смешало все планы. Строительство передающего центра было срочно перебазировано под Куйбышев. Уже в июле 1941 года была определена новая площадка под строительство. Площадка выбиралась из следующих соображений. Во-первых, строительство крупных передающих радиоцентров велось на расстоянии не меньше тридцати километров от крупных городов – площадку искали именно в этом радиусе. Сказалось то, что на этой территории проходила одноколейная железнодорожная ветка на строительство гидроузла. Дело в том, что до войны Куйбышевская ГЭС была спроектирована возле устья реки Сок, там, где Царев курган. Для целей строительства было заложено несколько поселков, один из них так и назывался «Управленческий». Были и лагеря для заключенных, которые обеспечили бы строительство рабочей силой. После войны проект по технико-экономическим соображениям пересмотрели и перенесли Куйбышевскую ГЭС выше по течению, ближе к старому Ставрополю (ныне г.Тольятти). Имелась и энергобаза – уже работала Безымянская ТЭЦ, которая находилась практически рядом. Это тоже было важным обстоятельством. В те времена КПД передающих станций был низким – на 1 излучаемый мегаватт передатчик потреблял 5-6 мегаватт электроэнергии. Немаловажное значение имел тот факт, что рядом была река, так как для охлаждения радиоламп необходимо большое количество воды. К тому же площадка близ Новосемейкино находилась на высоте 80 метров над уровнем моря.
        Исходя из требований военного времени было дано задание поместить радиоцентр под землю, на верху оставить только антенные сооружения. Силовые питающие кабели тоже провели под землей, переход на воздушную линию осуществляется только за ж.д. станцией 4 «Водинская». Медные коаксиальные кабели большого диаметра, идущие к антеннам, тоже проходили под землей в специальном фидерном тоннеле.


1.Подземное сооружение

Одновременно со строительством технической зоны рядом с железной дорогой шло строительство жилого поселка. Он находился в стороне от Новосемейкино, на расстоянии примерно одного километра, хотя сегодня этот промежуток уже застроился сельскими строениями и границы между населенными пунктами стерлись. В «поселке радистов» был предусмотрен свой административный корпус, клуб, баня, больница, детский садик, водонапорная башня, конюшня, столовая, школа. Теплом поселок обеспечивала сама станция, вода поступала из трех артезианских скважин, находившихся на расстоянии одного километра от технического здания.. Имелось более двадцати домов и около 1000 чел жителей.
         На строительство радиоцентра было отведено всего два с половиной месяца!
       Естественно, за такой срок стройку завершить не смогли. О том, кто и чем поплатился за это, история умалчивает. Основной объем строительных работ удалось завершить только за 9 месяцев. В распоряжении строителей был один паровой экскаватор с емкостью ковша 1 куб, рабочие руки и лопаты. На строительстве были задействованы по разным сведениям от 7 до 10 тысяч заключенных, живших в бараках недалеко от объекта.
       В Старосемейкино был создан небольшой специализированный цех, где полукустарным способом изготовлялось необходимое оборудование. Работа на строительстве шла очень быстрыми темпами, несмотря на многие трудности. В ноябре 1941 г. был готов уже котлован для технических зданий. Объем земляных работ 60000 куб. метров был выполнен одним паровым экскаватором с объемом ковше 1 куб. метр. При морозе - 45зимой 1941-1942 гг. и сильных ветрах в котловане на забетонированной нише были построены 144 железобетонных колонн, меж этажные перекрытия и наружные стены.


2. Внутреннее помещение

В мае 1942 года впервые станция вышла в эфир. Началась настройка и доводка передатчика. Его доводили все лето, и к ноябрьским праздникам 1942 года объект был готов к сдаче для работы на средних волнах... И 7 ноября 1942 г. ко всеобщей радости прозвучала первая передача. Радиостанция начала работать в период Сталинградской битвы. В этот очень ответственный момент Великой Отечественной войны стала возможной передача правдивой информации на русском и немецком языках. Фактически передатчик работал, начиная с лета 1942 года, поэтому мы с полным правом можем говорить, что Куйбышевский радиоцентр был единственным центром такой большой мощности в Советском Союзе, который мог работать в то время.
      В июне 1943 г. радиостанция была предъявлена к сдаче правительственной комиссии. Всего за 2 года в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны была построена радиостанция, которая по своим показателям превосходила все ранее построенные радиостанции в нашей стране и за рубежом. Ее антенные системы были уникальным сооружением, каких не было ни в нашей стране, ни в Западной Европе, ни в США. Для работы на полную мощность объект был принят в эксплуатацию только в 1945 году, уже после войны. В последующем долгое время радиостанция так и наименовалась «Объект №15 Управления особого строительства НКВД», уже впоследствии Куйбышевской радиовещательной станции было присвоено имя А.С.Попова.
       Так в июле 1943 г. и родилась наша радиостанция им. А.С. Попова.


3. Радиостанция А.С. Попова

Конечно, во время постройки такого радио гиганта, не думали, что в скором будущем он будет находится в таком удручающем состоянии. Что уникальные радио вышки(в первые в мире были построены подобные) будут взрывать свои же соотечественники, чтоб в будущем построить там коттеджный поселок.
 Техническая зона центра размещалась на площади 105 гектар. На ней были
расположены:
- подземное техническое здание
- антенная система длинных волн – 4 свободно стоящие башни 205 метров высотой каждая, установленные квадратом со стороной 100 метров.
- антенная система средних волн - 4 свободно стоящие башни 150 метров высотой каждая, установленные квадратом со стороной 75 метров.
- две группы брызгальных охладительных бассейнов (группы «Г» - два «зеркала» по
1000 кубометров каждый и группы «Д» - тоже 2 по 1000 кубометров каждый – итого 4000 кубометров в общей сложности)
- вспомогательные помещения и службы - масло охлаждающие, гаражи, помещения
охраны (огороженная территория охранялась военной частью с собаками) и т.д.
      Техническое здание представляло собой подземный прямоугольный бункер (длинной 60 и шириной 50 метров), имевший два этажа. Нижняя подошва технического здания находилась на глубине 22 метра. Бункер был выполнен из монолитного железобетона, толщина стен 1 метр, над перекрытием здания сверху насыпан полутораметровый слой песка, еще выше уложена монолитная железобетонная «шляпа» толщиной 2,5 метра, закрывающая здание и выступающая за его края на 5-6 метров. Сквозь ее толщу проходят железобетонные вентиляционные шахты. Бункер был рассчитан на прямое попадание 500-килограммовой авиабомбы, которая являлась самой мощной в период второй мировой войны.

       Именно в техническое здание, находящееся под землей, нам и удалось попасть

4.Техническое здание

Здание имело два грузовых входа – через эти входы вниз подавались трансформаторы весом 20 и более тонн, а так же передающее оборудование. С помощью кран-балки грузовые входы в техническое здание могли быть заложены специальными бетонными плитами и в случае необходимости за герметизированы. На первом этаже между грузовыми люками имелась соединяющая их рельсовая линия. Наличие двух грузовых входов требовалось для загрузки оборудования во время строительства. В последующем необходимость в одном из них отпала. Уже после войны одни из входов перестроили в небольшой наземный технический пристрой высотой в два этажа, в котором установили коротковолновые передатчики и антенный коммутатор. Над перекрытием технического здания, фактически на уровне земли, находилась круглая бетонная башенка, внутри нее шахта и винтовая лестница так называемого «людского» входа. В годы войны работники центра пользовались именно этим входом. Потом этот ход закрыли, сотрудники от пользования им отказались и стали пользоваться действующим грузовым входом, поскольку крутая винтовая лестница оказалась небезопасна – быстро спускаясь люди иногда падали.
      В нижнем этаже технического здания располагалось все силовое хозяйство и вентиляционные системы охлаждения. Под землей находилась сверхмощная подстанция, питающая передатчик. Грузовой вход представлял собой шахту, уходящую вниз на всю глубину здания. Он был оборудован лебедками, установленными на кран-балках. С помощью этих лебедок груз мог подаваться либо на верхний этаж здания, где размещались непосредственно передатчики, студия и обслуживающий персонал, либо на нижний технический этаж, где находилось силовое оборудование, трансформаторы, блоки охлаждения, насосы, воздушные компрессоры и фильтры. На нижнем (техническом) этаже проложены две рельсовые линии, оборудованные электрическими тележками.


5.Спуск на -3 этаж

     По факту над основным помещение есть еще один технически этаж, где располагалось различное вентиляционное оборудование. Таким образом весь бункер насчитывает -3 этажа.
Основу энергетической системы составляли два силовых вводных понижающих
трансформатора 35 на 6 киловольт, 7,5 мегаватт мощности каждый. Изготовлены они были в Москве, на трансформаторном заводе им. Куйбышева в 1941 году. По иронии судьбы попали в город Куйбышев. Для того, что бы демонтировать этот трансформатор, необходимо было слить масло и снять с него все радиаторы; в таком состоянии бак с катушками весил 19 тонн.
     Система охлаждения ламп мощного радиотехнического оборудования состояла из двух замкнутых водяных контуров. Пять насосов забирали дистиллированную воду из специальных баков, в которые она сливалась после того, как охлаждала лампы передатчиков. Система охлаждения была водо-водяная, на сегодняшний день наименее эффективная. Она работала при температуре 40-50 градусов. Дистиллированная вода омывала анод медный радиолампы. В системе охлаждения передатчиков было порядка 20 кубометров дистиллированной воды. На случай разрыва внутреннего охлаждающего контура станция всегда держала трехкратный запас. Имелось два бака по 30 кубов каждый. Во время техосмотра воду иногда меняли, сливали старую, промывали систему и заливали новую. Воду получали про помощи специально изготовленного сотрудниками дистиллятора.
     В теплообменных аппаратах дистиллированная вода внутреннего замкнутого контура отдавала тепло сырой воде внешнего контура, а она в свою очередь охлаждалась в брызгальных бассейнах. Летом на концы фонтанов надевались специальные брызгала, они помогали снизить температуру воды. На зиму, когда температура на улице была и без того низкой, брызгала снимались и бассейны подтапливались таким образом, что бы фонтаны оставались под водой,
этим не допускалось переохлаждение системы.


6.Электро подстанция

Для поддержания оптимальной температуры в помещениях, техническое здание оборудовалось четырьмя системами кондиционирования воздуха. Из шахты воздух попадал в брызгальную камеру, где он охлаждался, очищался с помощью фонтанчиков из водяных форсунок и проходил через жалюзийные решетки. Затем вентилятор прогонял воздух по коробам технического здания. На каждой шахте было расположено по вентиляционному агрегату производительностью 55000 кубометров воздуха в час.
     За состоянием воздуха в техническом здании следила специальная служба. По результатам измерения температуры и влажности воздуха производилась подстройка системы кондиционирования. Эта система позволяла рассеивать пять мегаватт мощности работающего передатчика, которые выделялись в виде тепла непосредственно в техническом здании. Даже в зимнее время случалось, что температура в бункере достигала тридцати градусов.
     Внутренняя служебная телефонная станция, работавшая на объекте, была рассчитана на 300 абонентов. Основу станции составлял ручной коммутатор. На случай пропадания электроэнергии были предусмотрены аварийные аккумуляторы, от которых работала связь и аварийное освещение.
     Рядом с кабинетом директора вещательной станции находилась речевая студия и аппаратная. Дверь, ведущая туда, была заперта и опечатана. В 2006 году, в ходе демонтажа оборудования, студию распечатали и ликвидировали. Эта студия существовала сугубо в резервных целях. Передающий центр - это всегда последнее звено в информационной цепи. Все программы, которые она передавала в эфир, поступали из федерального центра. Однако минувшая война научила тому, что на случай разрыва линии связи станции должны располагать своими автономными вещательными студиями. Непосредственно во время войны в этой студии постоянно сидел диктор и присутствовал переводчик с немецкого. Передачи в то время шли на оккупированную территорию.


7. Остатки былого величия

Долгое время радиоцентр держал первенство по мощности в мире. Значительная часть оборудования была изготовлена специально для него. Впервые в мировой практике были применены свободно стоящие антенны, выполненные из труб. Американские изоляторы, на которых стоят антенны, изготовлены фирмой Лапп. Платформа мачты опирается на три изолятора, к ней крепится уже сама мачта на двух антенных изоляторах. Изоляторы фарфоровые, пустотелые, выдерживают нагрузку 1000 тонн, направленную по оси. Натяг каждого анкерного болта, выполняемый при монтаже изоляторов - 110 тонн. При выполнении работ используется специальное оборудование. За время эксплуатации радиоцентра изоляторы неоднократно менялись. За последние 30 лет эта операция производилась пять раз. В свое время изоляторы были закуплены с расчетом на будущее, и к настоящему моменту они еще остались в резерве. В начале 21 века за изготовление подобного изолятора американцы просили 40000 долларов.
     В общей сложности под всеми башнями вещательного центра насчитывается 120 изоляторов. Американские изоляторы появились на объекте №15 только в 1944-1945 годах. Первоначально изоляторы были заказаны на московском заводе «Фарфор», они и до сих пор используются на отдельных участках кабельной канализации. Однако на заводе отсутствовало оборудование для контроля качества изделий – поэтому уже на месте одну из собранных башен использовали в качестве испытательного стенда. Изолятор устанавливали под башню длинных волн, и если он выдерживал нагрузку, его ставили под средневолновую башню. Но отечественные изоляторы не выдерживали – за месяц эксплуатации выходило из строя 15-20 изоляторов. Эксплуатация передатчика шла в очень сложных условиях. Так как Куйбышев являлся второй столицей и именно в нем до 1943 года находились дипломатические миссии союзников, здесь же проводилось и совещание по ленд-лизу. Видимо тогда и решили добавить в список изоляторы для передающей станции, которые перевозили из Америки в СССР на подводных лодках. На американские изоляторы станция была переведена за восемь месяцев. Во время войны каждую антенную башню охранял часовой. До сих пор на кирпичных основаниях можно прочитать надписи, сделанные солдатиками в часы несения караульной службы: имена, фамилии, даты, названия родных городов...


8. Хаос и разруха

Две антенные системы (средневолновой и длинноволновой) находились на значительном расстоянии друг от друга. От прямой соединяющей эти две антенные системы техническое здание намеренно смещено с точки зрения военных требований от поражения. Радиовещательный центр являлся мишенью для самолетов противника. Для его защиты на холме были устроены специальные зенитные ячейки.
      Один раз в пять лет антенные башни подвергались окраске. Процесс покраски проходил следующим образом: верхолаза-высотника в специальном костюме сажали на специальное подъемное устройство, которое лебедкой поднимали на башню. С правой стороны было подвешено ведро с белой краской, с левой – с красной. На руках – рукавицы, обшитые мехом. Окраска производится сверху вниз, сидящего человека плавно опускали вниз, он макал рукавицы в краску и растирал ее ладонями по конструкциям мачты. Такой примитивный способ окраски оказался самым эффективным и технологичным. Применение краскопульт на больших высотах было нецелесообразным потому, что большая часть краски из-за ветра распылялась бы в воздухе.


9. Основные помещения

Станция отработала больше 60 лет. 45 из них прослужил подземный фидерный тоннель протяженность 800 метров, который был выполнен из дерева. Тоннель простоял столь долгое время потому, что фидер создавал вокруг себя поле, которое, по мнению специалистов радиоцентра, приостанавливало процессы гниения. Жесткий фидер имел в диаметре 400 мм, снаружи медный экран, внутри проходит медная труба диаметром 100 мм, закрепленная на изоляторах. После войны, когда скрытность уже не являлась определяющим условием, были построены и воздушные фидера, которые тогда являлись резервными, а после демонтажа подземных, стали рабочими. Все 60 лет, что прожила радиостанция, она работала непрерывно, ее остановки носили плановый профилактический характер. Сначала станцию останавливали на 1 час в сутки ночью, затем стали останавливать на 4 часа. Техосмотры оборудования проходили два раза в месяц.
Теперь произошло то, что однажды неминуемо должно было случиться: поступила команда - вывести передатчик из эксплуатации. Последовательно были отключены системы обеспечения и уже через месяц после остановки станция уже не смогла бы снова выйти в эфир. Вот что о закрытии станции сообщали СМИ:
                     «30.03 17:20: САМАЯ МОЩНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ РОССИИ БУДЕТ ЗАКРЫТА.
      Самая мощная радиостанция Советского Союза будет закрыта. Она расположена на глубине двух этажей под землей и защищена четырехметровой бетонной плитой, способной выдержать прямое попадание фугасной бомбы. Радиостанция осуществляла прямую связь с Москвой и бункером Сталина. Однако в настоящее время продолжать вещание на средних и длинных волнах, для которых и была построена радиостанция, оказалось экономически невыгодно по нескольким причинам. Содержание подземного бункера обходится недешево, а у радиостанции слишком энергоемкие передатчики. К тому же, станция устарела морально - большинство россиян сейчас слушает радио в диапазоне УКВ. "Нас слышали в Сталинграде, до Новосибирска сигнал доходил – даже при старой мощности, - вспоминает ветеран радиоцентра имени Попова Георгий Гарига, - сообщение о Великой Победе половина жителей Советского Союза услышала именно благодаря радиостанции имени Попова".
      1 мая будет остановлен единственный из трех работающих передатчиков. Уже получен соответствующий приказ из Москвы. Руководство станции получило указание готовиться к ликвидации радиомачт. Несмотря на то, что дата остановки вещания радиостанции Попова уже определена, судьба самого подземного сооружения пока еще не решена. Как заявил NewsInfo главный инженер самарского ОРТПЦ, "вопрос о консервации весьма дорог. В Совете Безопасности решается вопрос о закрытии этой станции". Заинтересованность в сохранении объекта высказали сразу несколько ведомств, потому что в России не так много сооружений, защищенных от естественных катаклизмов и нападения противника.»


      На этом история радиоцентра имени А.С. Попова подходит к концу, как и наше путешествие по этому объекту. Хотелось бы рассказать еще больше, и добавить еще фотографий, но по некоторым причинам нам пришлось срочно уходить из такого красивого места))).

10. Заключительное фото

Спасибо за внимание, заходите еще.



@темы: ZAVODFOTO из ЖЖ, Заброшенные

ZAVODFOTO.RU - ФотоБАНК № 1 Промышленности России

главная